E-Mail: pegrema@narod.ru
Главная О разделе Деревня Поляна идолов Велемоны Тайны Пегремы
Ниже приведены материалы из монографии
А.П. Журавлёва "Пегрема"

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТОВОГО КОМПЛЕКСА

Комплекс открыт А.П. Журавлёвым в 1985 году, исследовался в 1991 — 1994 гг. Он расположен на западном берегу Уницкой губы Онежского озера в полутора километрах к северу от д. Пегрема в красивом сосновом бору на значительном удалении от современного берега Онежского озера. Общая площадь комплекса составляет около 20 000 кв. м, на ней компактно сосредоточены камни-валуны различных размеров, имеющие зоо- или антропоморфную форму со следами грубой обработки. Вокруг них локализуются валуны меньших размеров или скопления камней. Встречаются сооружения из камней, поставленных друг на друга, и каменные кладки из небольших валунов, а также кладки из вертикально поставленных небольших плит и каменные кучи округлой или овальной формы. Выявлены захоронения в красной охре, погребение в гроте каменной глыбы и другие объекты.

Интересна и поучительна история открытия комплекса, который был обнаружен после двадцатилетних исследований поселений различных эпох в Пегреме . Терраса, на которой он располагался, обильно поросла мелколесьем, вереском и густой травой. Поэтому каменные объекты покоились под толстым слоем мха, надежно оберегавшем их от глаз исследователей, неоднократно проходивших этим маршрутом. Комплекс располагался между пегремским и палайгубским кустами поселений, ближе к северо-восточному краю лесного массива, примыкая к каменистой гряде ледникового происхождения, которая плавно опускалась к берегу озера. Для формирования здесь поселений территория была неудобна. Может быть, поэтому и не привлекала особого внимания археологов.

И все же в 1985 году автор данной работы обнаружил искусно замаскированную «гигантскую лягушку». Но исследования объекта тогда не проводились, были отложены до «лучших времен» в связи с широким развитием комплексных работ в Пегреме по изучению древних поселений.

В 1988 году в Карелии выдалось жаркое лето. Повсеместно фиксировались лесные пожары. Не обошли они и Пегрему. Возгорание соснового бора произошло как раз на месте культового комплекса. К удивлению, пожар не только не распространился дальше, но напротив, локализовался точно в его границах. От выгоревшего леса на территории памятника образовалась на террасе чистая поляна, которую археологи окрестили «поляной идолов». По мнению туристов, которых теперь в Пегреме с каждым годом становится все больше и больше, на этой поляне человек испытывает какое-то особое состояние. Лесной пожар как бы подтолкнул к дальнейшему изучению комплекса. Поскольку культурный слой отсутствовал, то мы применили особую методику его полевого изучения. Она включала зачистку дерна и подзола вокруг камней. Выявлялись кладки-обереги, выложенные из плит и валунов, погребения в красной охре, ритуальные кострища и т. д.

Как правило, в могилах, внутри кладок и близ объектов находились каменные орудия, керамика, отдельные угольки и вкрапления красной охристой краски — все это следы ритуалов, некогда сопровождавших культовые обряды, связанные с почитанием каменных идолов и предков. Интересно, что на поверхности отдельных крупных валунов сохранились следы шлифовки в виде концентрических окружностей. Видимо, на них обрабатывали орудия, которые затем клали в могилы и к идолам.

Иногда ярко-охристые красные пятна хорошо прослеживались прямо на выгоревшей от растительности поверхности песчаной террасы или же под корнями упавших деревьев. На месте таких пятен в процессе раскопок выявлялись отдельные могилы или групповые захоронения. Глубина могил не превышала 30—50 см от современной поверхности почвы, иногда вместе с красной охрой могильную яму засыпали камнями или ее стенки обкладывали валунами. В отдельных случаях сверху над могилой насыпали небольшой каменный курганчик. В одном погребении дно могилы было выложено каменными плитами.

В настоящее время на комплексе изучено 28 объектов. Дальнейшие исследования на памятнике необходимо вести путем вскрытия больших площадей, в пределы которых помимо объектов входили бы и участки, не содержащие наземных памятников, с тщательной фиксацией всех предметов, сооружений по частям света. Но предварить эти работы нужно точной инструментальной съемкой плана всего комплекса. Для удобства изучения памятника мы разделили всю его площадь на четыре периферийные и одну центральную секции.

НЕКОТОРЫЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОЗДАТЕЛЕЙ КУЛЬТОВОГО КОМПЛЕКСА.

Открытие культового комплекса— безусловно, крупное событие в науке. Здесь встретилось уникальное сочетание известных на Севере памятников, связанных с почитанием культа камня, культа предка. И если в Северной Карелии, на Кузовах и в других районах ойкумены эти памятники фактически не датированы и не содержат столь богатых аксессуаров, позволяющих глубоко вникнуть в суть немых «каменных истуканов», то Пегрема дает прекрасные возможности это сделать.
Итак, к какому же времени относится культовый комплекс и с каким населением его следует связывать? Для ответа на этот вопрос обратимся к археологическому материалу и, прежде всего, к керамике, обнаруженной при раскопках погребений и у культовых камней.
Как указывалось выше, все фрагменты обнаруженной при раскопках посуды изготовлены из глиняного теста, примесью к которому служит мелкий песок и волокна асбеста. Исключение составляет один черепок, поверхность которого украшена зигзагообразным штампом, похожим на гребенчатый. В глиняном тесте не содержится примеси асбеста. По имеющимся аналогиям его можно датировать эпохой энеолита. Этому не противоречит и остальной керамический материал. Сосуды имеют средние размеры, прямые, слегка утолщенные венчики с чуть загнутым внутрь краем. Поверхность украшена орнаментами из редких ямок аморфных форм, наклонными и горизонтальными отпечатками гребенчатого штампа. В глиняном тесте содержится обильная примесь иголок или волокон асбеста. В одном фрагменте к асбесту добавлена еще и растительная примесь. Такая керамика датируется в пределах второй половины III—первой половины II тысячелетий до н. э., т. е. эпохой энеолита. Сопровождающий ее каменный инвентарь вполне вписывается в эти же хронологические рамки.
Предшествующими исследованиями было установлено, что 42OO±50 лет назад в Пегреме произошло катастрофическое землетрясение и люди надолго покинули «богом проклятое» место . Новое население появилось здесь в эпоху позднего энеолита, в т. н. «асбестовое» время, о чем свидетельствуют два поселения в Палай-губе. Они датированы по радиокарбону 3150±100 и 2670±120 гг.
Время существования этих поселений вполне совпадает с временем функционирования культового комплекса. Есть полные основания считать жителей поселений в Палайгубе создателями культового комплекса. Придя во втором тысячелетии до н. э. на некогда покинутую территорию, новое население, помня легенду о страшной катастрофе, создало святилище, где усердно молилось верховным богам и предкам, молилось, чтобы обеспечить себе благополучие и покровительство небесных сил.
Культовый комплекс, или «поляна идолов», превратилась в то место, где древние язычники совершали обряды поклонения богам, почитания предков, погружения в потусторонний мир, почитания родовых тотемов.
Были созданы каменные идолы и сейды, которые использовались в колдовстве и магии. Среди идолов имелись покровители зверей и животных данной местности. Им молились с целью обеспечить удачную охоту. Среди валунов-идолов имелись домашние боги, которым поклонялись отдельные семьи, отдельные члены общества. Они должны были покровительствовать людям, обеспечивали жизненные потребности: охоту, рыболовство, промысел. Совершались поклонения сейдам, лягушке, тетерке, утке, улитке. Приносили жертвы хозяину воды, священной скале, каменной глыбе. Особо священным местом являлась центральная секция, где совершались погребения в красной охре. Здесь важнейшее значение уделялось культу предков, почитанию душ умерших. В могилы и к идолам клали фрагменты сосудов, каменные орудия в надежде обеспечить безбедное существование в загробном мире. В честь умерших предков приносились жертвы: части тела животных, птиц, рыбы. В честь предков сооружались каменные идолы, которые охранялись от злых сил специально выложенными кругами-оберегами, священными очагами, охрой.
Особое место в обрядах, совершаемых в святилище, занимал культ животных и птиц. Образ водоплавающей птицы был центральным. И не только потому, что эта птица имела большое хозяйственное значение. Изображение огромной утки в северной секции поляны со всеми ее атрибутами, свидетельствует о важной ее роли в мировоззрении древних пегремцев. Ориентированная головой на восток, утка как бы символизировала восход Солнца, пробуждение, жизнь. Ее образ связывался с прародительницей вселенной. Возможно, что изображения линий и треугольников на поверхности сланцевой плиты близ утки не что иное, как символы вселенной, постоянно будоражившей воображение древнего человека. Образ утки длительное время сохранялся в мифологии финно-угорских народов как прародительницы неба, земли, светил. Эта птица ассоциируется с небесной богиней, которая снесла одно или несколько яиц посреди вод первичного океана. В более позднее время идея эта хорошо отражена в карело-финском эпосе «Калевала»:
Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца из верхней части
Встал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился.
Можно предполагать, что одним из истоков зарождения этих рун знаменитого эпоса явился прообраз «Гигантской утки» из культового комплекса, представлявшего собой мощный культовый центр на Европейском Севере в эпоху позднего энеолита. Знаменательно, что образ водоплавающей птицы фигурирует в мифе о «мировом дереве», где именно она связывает миры между собой. Ориентация «утки» к озеру самым коротким путем «способствовала» переходу душ умерших в «иной мир» по воде. То, что ее образ воплощен в камне, лишь подчеркивает связь культа камня с культом мертвых. Отголоском этих идей являются ее многочисленные изображения на скалах, поверхностях глиняных сосудов, орнаментах, в скульптурах из дерева, глины, кремня и кости.
Изучение культового комплекса позволяет увидеть все богатство и глубину духовного мира первобытных обитателей этого края, это «древо жизни» народа, обладавшего мифологическим мышлением, в основе которого лежали идеи возникновения и устройства мира, зафиксированные у всех финно-угорских народов, а также в древнегреческих источниках.
И, наконец, в период функционирования святилища «поляна идолов» представляла собой первобытный театр, где проходили импровизированные гуляния, празднества со строгим соблюдением норм и ритуалов, которые были приняты и утверждены практикой общественного бытия и мировоззрением людей далекой и загадочной эпохи, чьи тайны хранят немые свидетели прошлого — каменные идолы Пегремы.

Экскурсия по Поляне идолов.

А.П. Журавлёв у мегалитической Лягушки.

Когда я впервые встретил в сети упоминание о Поляне идолов, воображение нарисовало мне что-то вроде истуканов острова Пасхи. И, хотя здравый смысл твердил, что это невозможно, тем не менее очень хотелось.

Что же увидит неискушенный обыватель, оказавшийся на этой поляне? Да ничего! Только хаотично разбросанные камни, выступающие из земли максимум на метр. Обыватель начинает чувствовать, что его обманули, он разочарован. При этом ему и в голову не приходит, что создавалось это первобытным человеком и не для выставки, а для сугубо практических целей.
Нам повезло, потому что нашим проводником по давно минувшим эпохам был Анатолий Павлович Журавлёв. Я попытаюсь воспроизвести его рассказ.

Итак, экскурсия начинается от знаменитой Лягушки, расположенной в южной секции культового комплекса. Змей, медведь, лягушка – это воплощения абсолютного зла, потусторонних неведомых сил, которые окружали первобытного человека. Особенно здесь, на «проклятой» земле. Ведь память о сильнейшем землетрясении сохранилась в поколениях, и необходима была защита от этого зла, воплощенного в гигантской Лягушке. Ограждали повседневную жизнь от «гнева стихии» круги-обереги, выложенные вокруг идола, из плит, сколотых с него же. Но этого мало. Зло надо было задобрить. Поэтому вокруг Лягушки проводились очистительные обряды. Об этом свидетельствуют найденные следы кострищ, жертвенные орудия и захоронение (может быть шамана или вождя, чтобы он и в потустороннем мире защищал соплеменников).
Культовый комплекс Пегрема. Мегалитическая Лягушка.

По пути к северной секции комплекса, Анатолий Павлович показывает нам раскоп, где было обнаружено массовое детское захоронение. Что могло стать причиной высокой детской смертности? Особенно неблагоприятный год? Или асбест, который использовался при изготовлении керамической посуды?

Главная фигура северной секции – Утка.

Культовый комплекс Пегрема. Сейд Утка.
Фигура Утки, как и Лягушки, угадывается без труда. Она состоит из двух камней, поставленных один на другой и хвоста, оформленного двумя плитами. О том, какое значение придавалось этому сейду, говорят круги-обереги и кострища, обнаруженные вокруг фигуры. Мало того, Утка располагается внутри большого круга, диаметром метров 10, образованного плоскими камнями, поставленными вертикально. Пространство внутри этого круга ещё не исследовано, но нет сомнения, что археологов здесь ждут интересные находки.
Культовый комплекс Пегрема. У сейда Утка.

Следующий пункт нашего путешествия в прошлое был обнаружен по большому охряному пятну на грунте после пожара. На лицо были все признаки захоронения: красная охра, белый песок, каменная кладка, жертвенные погребальные орудия. Но в том месте, где должны были быть тела, археологи обнаружили кучи камней, неизвестного состава (в настоящий момент проводится их анализ), совершенно не характерные для этой местности, рассыпающиеся от лёгких ударов.
Культовый комплекс Пегрема. Кенотаф - символическое захоронение.
В конце концов, была принята точка зрения, что это кенотаф – символическое захоронение душ четверых охотников, ушедших на промысел, но так и не вернувшихся домой.

Кульминацией нашей экскурсии становится центральная секция культового комплекса. Центральная не только по расположению, но и по значимости. Для всех народов всегда особой заботой было продление рода. Многочисленный род – сильный род. И видимо не случайно в самом центре поляны, в окружении племенных тотемов, могил соплеменников, идолов, расположен объект, получивший название Матрона. Это большая, торсообразная глыба, имеющая полунаклонную поверхность.
Культовый комплекс Пегрема. Матрона - центральный объект Культового комплекса.
При исследовании этого объекта, вокруг него были обнаружены кострища, 9 камней фаллической формы (символы зачатия и вынашивания в чреве женщины ребёнка), расширяющаяся часть монолита обработана грубыми сколами и напоминает тазовую часть женщины с гипертрофированным изображением вульвы и фалоса.

Здесь происходили посвящения молодёжи в тайны бытия, инициации. Надо отдать должное эротоманам эпохи энеолита. Эти обряды обставлялись со знанием дела. Представьте ритуальные кострища, горевшие по всей поляне, обилие красной охры, священность и торжественность обрядов, масса народу – это способно впечатлить всех присутствующих. Даже глыбу обкололи с учётом анатомии инициируемых ( наши дамы примерялись, говорят – очень удобно). Вот так в доисторические времена девушки и юноши становились полноправными членами общества. И главную роль здесь играл конечно шаман...

Вот, примерно так оно и было. Впечатляет, конечно, но закрадывается чувство обиды за державу. Ведь в то время, как функционировала Поляна идолов, в Египте вовсю возводили пирамиды.


Пегрема - Гиперборея - Лопария. Август 2005 - Читайте новый материал художника Владимира Фомина


Гостевая книга

 главная   культурно-исторический комплекс  отдых в Карелии   страна лесов, озёр и скал 
 Деревня   Поляна идолов   Велемоны  Тайны Пегремы  
WEB-дизайн А.Уланов
©2003
liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня
Hosted by uCoz