Коловары. Сейды или дольмены?

По отчётам, опубликованным в Интернет, я знал,что на Кузовах сосредоточены наиболее интересные объекты творения древних жителей Кемских шхер. На остальных же островах, судя по свидетельствам путешественников, «встречаются отдельные сейды и другие каменные объекты», поэтому я не рассчитывал обнаружить что-то более впечатляющее.
Правда, смущало несколько то, что информация почти на всех сайтах совпадала иногда с точностью до слов, будто "авторы" копировали материал с одного источника. (Эту статью можно встретить на многих сайтах) Место нашей первой стоянки на Коловарах с видом на Кузова.

Первую стоянку на Северном Коловаре мы устроили на восточном берегу острова в глубоком заливе на траверсе небольшого голого острова Из этого залива открывался прекрасный вид на Кузова.

Неожиданности начались, как только зачалились...

Восточный берег Северного Коловара.

Кремневая жила в гранитной скаже на западном берегу С. Коловара. Неожиданности начались, как только зачалились.
Разгружая катамаран, мы обнаружили на берегу мощную кремневую (местами напоминающую сердолик) жилу в гранитной скале. Хотя несколько дней назад представители официальной археологии заявляли, что кремня здесь нигде нет и найденное при раскопках кремневое орудие – одна из загадок древности.

Следующая порция сюрпризов обрушилась буквально в пятидесяти метрах от лагеря.
После ужина и обустройства лагеря я решил осмотреться. В качестве объекта выбрал покатую каменную гору, обрамлявшую нашу бухту с юго-востока (ужин был плотный и карабкаться на скалы хребта, протянувшегося вдоль всего острова, не хотелось).
Дело было вечером, свет уже не тот, но я все равно взял фотоаппарат и пошел…
Сейд на восточном берегу Северного Коловара.
Уже во втором валуне, лежащем на склоне, я узнал сейд: валун был поставлен на подпорки. Только в отличие от сейдов на Немецком Кузове, этот был размером с небольшой сарай где-нибудь на дачном участке. Я пошел к следующему валуну, который тоже оказался сейдом, следующий – тоже… Около некоторых сейдов лежали россыпи валунов поменьше, наводя на мысль о развалинах чего-то более грандиозного.

Здесь же я нашел несколько объектов, которые можно было идентифицировать, основываясь на материалах, просмотренных перед походом, как «лопарские ямы» - жилища древних саамов.
Только вот термин «яма» к ним не очень подходил. Выглядело это примерно так:

Сейды Северного Коловара.. Возможно, эта каменная куча - разрушенное культовое сооружение. Лопарская яма на Северном Коловаре, засыпанная обломками скал. Плита , лежащая на лопарской яме. Камни на вершине горы восточного берега С. Коловара.
На следующий день, бродя вдоль береговой линии, я нашел еще несколько сейдов на покатом склоне острова практически у самой границы приливных колебаний уровня моря. Будто их специально поставили у самой воды. Хотя в это трудно поверить, учитывая то, что уровень моря (вероятно?) менялся. Одно не вызывало сомнения: в последние сто лет, а может и двести, ворочать такие глыбы, чтобы подложить под них камушек в голову вряд ли кому пришло бы.

Юго-западный берег Северного Коловара.

На следующий день перебрались в пролив между Коловарами. По пути остановились в бухте с западной стороны Северного Коловара около пролива. Воспользовавшись моментом, я осмотрел близлежащие камни. Без сомнения - к ним тоже приложили руки те, кто жил здесь в древности. Достаточно много валунов и обломков скал было в глубине бухты, но идти к ним уже не было времени...
Когда ставили лагерь в проливе и уже представляя, на что обращать внимание, я отметил, что и здесь может оказаться немало интересного...
Сейд на монолитных плитах в проливе меджу Коловарами. Здесь тоже оказалось немало интересного.
Вечером я взял фотоаппарат и пошел на западную сторону острова, намереваясь поснимать закат. По пути задержался у камней на плитах около пролива между Коловарами, на которые обратил внимание еще днем.
Это были сейды.

Поднимаясь к вершине острова по поросшему соснами склону, я наткнулся ещё на одно скопление каменных сложений. Это тоже были глыбы, поставленные на подставки. Только в качестве подставок здесь использовались не мелкие камни, а крупные обломки скал.

Дольмен?
Сооружения были настолько фундаментальными и мощными по сравнению с сейдами, которые я видел на Кузовах, что сейдами их и называть-то уже не хотелось. Они больше походили на дольмены.
Похоже, здесь же были и каменоломни, где эти камни добывали.
Время было неудобное для фотосъёмки, т.к. в лесу было уже достаточно темно, и я решил отложить съёмку на утро. А напрасно: как всегда новый день диктует новые правила

Ещё одно каменное сооружение я нашел у самого лагеря, сразу за скалой, закрывающей нас от ветра, со стороны заливного луга. По внешнему виду оно напоминает прекрасно сохранившуюся каменную печь или очаг, сложенный из гранитных плит. Мне кажется, что создана она уже в обозримом прошлом: уж больно она в хорошем состоянии. Правда, никаких следов разводимого здесь когда-то огня не сохранилось: ни углей, ни копоти, да и покрывающий камни слой дерна говорит о солидном возрасте.

Южный Коловар.

Утром упал туман, такой густой, что в пятидесяти метрах разобрать что-то было невозможно. О фотосъёмке или плавании нечего было и думать. Когда же туман начал рассеиваться, оставшееся до отплытия время я посчитал более целесообразным использовать на осмотр Южного Коловара:его длинный пологий северный склон был просто усыпан интригующего вида валунами и обломками скал...

Северный склон Южного Коловара . Здесь расположено огромное количество мегалитических сооружений Мегалитические сооружения Южного Коловара сосредоточены на пологой части его северной оконечности вдоль пролива, отделяющего его от Северного Коловара

Я уже не удивился, когда в первой же россыпи обломков скал, к которой приблизился, увидел далеко не естественное расположение камней.
Мало того, меня даже озноб пробрал от эффекта узнавания: передо мной расположился каменный стол на каменных ножках с расставленными вокруг него каменными же скамьями. Тут же возникла ассоциация со Столом Короля Артура.
Я подозреваю, что такого понятия, как стол, во времена создателей этого сооружения, скорее всего, просто не существовало (представить себе "лопарскую яму" со столом посередине достаточно смело); может быть, это был алтарь, или жертвенник, или действительно переговорный камень?
Но это еще не всё. Когда перед тем, как мы покидали Коловары, я демонстрировал этот "стол" всем остальным, в ста метрах к югу от первого "стола", мы нашли второй, а еще дальше вдоль берега залива - третий.

Мегалитическая конструкция под условным название “стол короля Артура”. Трапеза за столом. Мегалитичыеский стол-2. Eщё один каменный стол.
Потом местные жители нам рассказывали, что на одном из островов (они даже сказали на каком, но Татьяна забыла) есть подобный "стол" размером с вагон.
Кстати, у местного населения господствует мнение, что все эти сейды и прочие сооружения сваял ледник. Кэп наш, Сан Саныч, разделяет эту точку зрения.

Мегалитичыеский стол-2. Eщё один каменный стол.
Здесь, как и на Северном Коловаре, тоже было ощущение того, что всё это - руины каких-то грандиозных сооружений.
Казалось бы: что здесь странного, вполне нормальное ощущение. Но дело вот в чём: складывалось впечатление, что многочисленные сейды (практически каждый валун или плита установлены на подпорки) были собраны из камней, которые служили материалом для более ранних и, пожалуй, более фундаментальных и конструктивно отличных от сейдов, сооружений. Например, плиты, лежащие так, будто раньше они стояли, образуя стену, а уже потом под них, упавших или поваленных, были подложены камни… Или группа сейдов, расположенных в ряд… Петроглиф? И ещё кое-что привлекло моё внимание. Вполне допускаю, что это природное образование, но в совокупности с массой свидетельств о том, что на этом склоне в древности изрядно поработали, даёт основание предположить, что и это творение рук человеческих (петроглифы): на гранитной плите высечены (?) две достаточно правильные окружности и будто бы изогнутая стрела. Может быть, надо было повнимательнее отнестись к этой плите, но я чувствовал, что уже начинаю испытывать терпение спутников своим отсутствием и поспешил в лагерь.

На самой же вершине острова я не нашел ничего интересного. И сейчас, задним числом, жалею, что не осмотрел восточную, лесистую часть острова. Думаю, там скрывалось немало интересного, о чем свидетельствуют крупные валуны, лежащие вдоль береговой линии в том направлении.

Вообще, Коловоры я покидал в несколько растерянном состоянии. Если сейды Немецкого Кузова оставляли ощущение легкости, действительно "летящих" камней, то мощь здешних каменных конструкций подавляла. Усиливалось это чувство и непонятностью, а порой и бессмысленностью, с точки зрения нашего современника, затраченной на их создание энергии.