E-Mail: pegrema@narod.ru
Главная О разделе Деревня Поляна идолов Велемоны Тайны Пегремы
Я благодарю художника Владимира Фомина за прекрасную статью, которая не только объясняет, что же такое мандалы, но и открывает тайну становления ХУДОЖНИКА, его стиля, преемственности культурных традиций.

От Пегремы к Мандалам

Впервые ступив на эту землю, я ощутил родство с природой, к которому в поисках гармонии с миром человек стремится инстинктивно.
В такие мгновения жизни обычные слова обретают сакральный смысл: земля, землетрясение, потрясение…

Земное существование перевернулось и я понял, что буду писать серию "Мандалы".

Собственно, мое философское мышление всегда развивалось через геометрические фигуры. И неважно, как рождались образы - из литературы, из музыки, из ниоткуда, просто из космоса, я знал, что могу передать изобразительным языком свое представление о мире с помощью геометрии.

О том, что все мои работы - мандалы, я услышал от мэтра Пегремы А.П. Журавлева на "плавучем" международном форуме, посвященном проблемам первобытной археологии в 1995г. Он демонстрировал ученым из России, Финляндии и Швеции развертки, скопированные им с рисунков, найденных на раскопках карельского Эльдорадо, подчеркивая их удивительное сходство с графикой из моей "Политической" серии. Действительно, круговые орнаментальные композиции "Смерча", "Взрыва", "Крика", "Чертового колеса", содержали фрагменты украшений культовых предметов, обнаруженных археологом на поляне идолов.

Если бы тогда я пользовался терминологией Журавлева, лист бумаги с изображением забора, обрамляющего карту исчезнувшей цивилизации, назвал не "Зазаборье", а "Мандала СССР".
Предоставляя право знатокам моего творчества на обоснование его с этой точки зрения, я соглашусь с тем, что во всех картинах незримо присутствует мандала, как способ организации пространства, художественная техника и эзотерический подтекст.

Не случайно, Анатолий Павлович, издавший десятки научных трудов, во многих из них развивает идеи моих работ, настаивая, что "разными путями, но одновременно, мы пришли к осмыслению прошлого и настоящего, земного и космического, как единого целого".

Будучи романтиком, он любит устраивать для гостей Пегремы импровизированные вечера поэзии, держа в руках ксерокопии картин вашего покорного слуги. Благо (надеюсь, не только для моего друга-ученого, пожинающего плоды славы, но и для культурно-исторического центра), паломничество в Пегрему, усилиями турфирм, стало с 2006г. массовым. Остается уповать на то, что в душах странников, открывающих для себя место, где много веков тому назад сотрясались скалистые берега Онего, происходит нечто подобное.

Дважды, в 2005-6 годах я возвращался в Пегрему, помня слова финского исследователя Эса Суоминена о "братстве странных людей, которые, двигаясь по оси времени назад, в прошлое, неизменно трудятся для будущего!”.

Профессиональные знания и художественная интуиция позволили мне воспроизвести в авторском стиле и индивидуальной манере в “Мандалах” и других сериях универсальные зрительные композиции, которые 5 тысяч лет назад пегремцы, как и все древние народы мира, использовали в качестве символов сознания и эталонов истины.

Их подлинную универсальность доказывают более 20 персональных выставок, которые я делал в музеях, галереях, выставочных залах разных стран, пользующиеся неизменным успехом у публики и прессы.
Но даже самой "продвинутой" публике, к примеру, в Америке, где сконцентрированы лучшие практические разработки закона Мандалы (журналы, учреждения искусства и медицины, специализирующиеся на арт-терапии с помощью мандал) приходится объяснять, что с мандалами не все так просто.

На выставке в 2006г. в Музее Альбина Полясека в г.Орландо, который входит в Национальный регистр культурно-исторических мест США, известный профессор Александр Богуславски, читавший лекции о моем творчестве, испытал затруднение именно в связи с представлением зрителям картин из серии "Мандалы".

Ведь, если мандалы есть зашифрованная формула передачи информации с помощью геометрических изображений, то все хотят узнать шифр.

Рассказывая о том, сколько всего интересного происходит в картине, он объяснял, как символически решена каждая ее часть в трех традиционных аспектах мандалы: цвет, форма, число (знак).

Ему удалось выполнить свою миссию хотя бы тем, что кого-то познакомил на примере моего "Черного квадрата в снегу" с творчеством Казимира Малевича.

Когда идет речь о любой творческой личности, не избежать выражений, свойственных и описанию понятия мандалы: чувство общности (одного художника и многих предшественников), преемственность, влияние…

Без сомнения, в "Черный квадрат на снегу" включена символика Малевича.

Для нас обоих характерна любовь к чистым цветам. Как известно, белый - цвет множественности, он интегрирует цветовой спектр. Силой белого цвета я взываю к красоте, духовной чистоте.
Изображения "в белом" (в моем случае - огромная снежинка над черным квадратом) устремлены к умножению личностных ценностей. В этом заключается процесс усиления духовности, готовности к преображению, очищению, просвещению.
Что касается цвета неба, в котором зависает снежинка над черным квадратом, то мне ближе всего интерпретация поэта, художника и искусствоведа Максимилиана Волошина: “синий - воздух, дух, мечта, бесконечность, лиловый – цвет молитвы”.
Поскольку снежинка имеет форму круга, возникает параллель с религиозным символом Бога, с одной стороны - защищаемого им или с помощью него защищенного пространства, с другой - проявления его во времени (бесконечности) и движении. Он встречается у язычников (те же пегремские кладки святилищ или развертки на глиняных сосудах), у западных алхимиков (магическая круговая композиция ритуальных предметов или рисунок в виде круга, означавшего "окно вечности"), у иконописцев и представителей различных направлений живописи с глубокой старины до наших дней (нимб и т.д.).

Вообще, типичная мандала - это как раз символическое изображение центра, сущности и источника энергии. Карл Юнг в 70-х г.г. прошлого столетия называл центральным пунктом в психике человека мотив мандалы. Он полагал, что посредством некой точки (центра), который сам по себе является источником энергии, все организовано. “Ее энергия проявляется в непреодолимом стремлении и потребности стать тем, кто я есть, поскольку каждый организм, невзирая на обстоятельства, движется к обретению формы, совпадающей с его природой. Этот центр ощущается и мыслится не как "эго", а как самость” (то, что в английском языке - self).

Это опыт прошлого, настоящего и будущего человечества, освобождающий от сиеминутных ограничений того, кто соприкасается с вечным, бесконечным, трансцендентальным началом в самом себе. Такое начало отличает синхронность в пространстве и времени, в действиях, мыслях и чувствах.

Неслучайно, все снежинки похожи по форме, но нет ни одной одинаковой по структуре. Все люди из плоти и крови, но каждая личность уникальна.
(Кстати, круг, как выражение внутреннего единства и многообразия, движения к началу начал, можно наблюдать во всех моих работах, созданных под воздействием атмосферы Пегремы: “Утка”, “Два оленя”, “Лягушка” и др. Опять же наличие в них красного цвета означает энергию жизни, зеленого - близость к природе и Богу, естественность, целитиленые способности).

Внутри снежинки, повторяющей форму круга, угадывается другая форма мандалы – треугольник. Он символизирует динамику, триединство (мужское начало и женское начало, и то, что рождается в результате их слияния – дух, душа). Проводя аналогию с “Церковью Лазаря” из серии “Мандала”, замечу, что треугольник трасформируется в купол храма, подчеркивая принцип триединства церкви: Бог, сын и святой дух.

Деление снежинки на четыре части символизирует баланс, гармонию, целостность и завершенность. В мистической трактовке закона Мандалы – число четыре представлено сторонами света, временами года, основными природными элементами (земля, вода, огонь, воздух), единством времени (прошлое, настоящее, будущее) и пространства. В современной психологии число четыре, помимо прочего, ассоциируется с основными психичекими функциями (архетипами).

Черный цвет квадрата Малевича в моей картине традиционно олицетворяет внутренню пустоту, зло, тайны смерти, хаос. Это символ физической и психической смерти, интеграции темных сил. Если круг - это Бог, небо, земля, все, что имеет божественное (космическое) происхождение, то квадрат - человек, доведенный до логического конца разрушения.

Таким образом, с помощью белого и синего цветов, форм круга и треугольника в “Черном квадрате на снегу” зашифрована суть предназначения человека. Он пришел в мир творить красоту и тем самым приблизиться к Богу. С помощью черного цвета и формы квадрата я аппелирую к “эго” Человека, которое выродилось или задавлено страхом.

Посредством обращения к особым формам, цветам и числам, соответсвующим Закону Мандалы, во многом раскрываются идеи, заложенные в семь сотен работ, написанных мною в разные годы. Они оказывают влияние на образы и наоборот. Начиная с ранних серий “Лубок” (1989-94г.г.), “Кижи” (1994-96г.г.), “Калевала” (1995-02г.г.) и продолжая писать серии “Фридрих Ницше”, “Духовную”, я отталкиваясь от типичной мандалы, создаю нетрадиционные мандалы с помощью изобразительных приемов.

Часто бывая заграницей, где меня называют вестником культуры России, я в первую очередь утверждаю свое право на интеллектуальное и духовное искусство. Рассказывая о наследии Карелии, будь то пегремские развертки, “вепсская” ювелирка, узоры заонежской вышивки, орнаменты кижской архитектуры, беломорские петроглифы, я объясняю, что все искусство мира вписывается в мандалу, как математическую матрицу, в которой элементы соблюдены с математической точностью. Почему не представить, что все вышло из одной точки. Точка - понятие законченное, совершенное, находящаяся в вечном движении во времени и пространстве, она превращается в понятие сюрреалистическое.

Для меня очевидна связь карельских петроглифов и рисунков в египетских гробницах. И не только потому, что из “Мира пирамид” через средиземное море можно попасть в Италию и Грецию, а оттуда пешком дойти до Карелии. Оставили же мавры из Африки на территории нынешней Испании следы культуры, ассимилированной в общеевропейскую. Если собрать коллекции древних предметов искусства всех музеев мира, среди них окажутся вещи, словно, сработанные по единой формуле. Назовем ее формулой красоты или законом Мандалы.

Ничто во Вселенной, мало отличающейся от снежинки, не стремится к изоляции. Мир цикличен, стало быть галактики и Атлантида, где, когда и какой бы она не была - понятия перемещающиеся. Это генетическая память человечества дает сбои, отторгая высшую реальность. Сотни языков ведут свое происхождение от санскрита, в том числе русский, английский, немецкий, французский, но как средство общения он сохранился у весьма небольшой этнической группы в Индии.

Для финно-угров сегодня вепсский язык примерно то же, что и санскрит для индоевропейцев. Между тем, имя народности, сохранившейся в Карелии - “вепся” происходит от названия знака, который наносили на свои товары древнеприбалтийские народы: треугольник, а в нем кружок. Символическое изображение плавника, а в нем глаза рыбы. Все северные народы в свое время именовались по названию товарного знака, но потом разъединились, дифференцировались, обрели новые имена, и лишь вепсы сохранили свое древнее прозвание. На следующем витке времени и они потеряют себя вместе с родной речью, как разучились после Крещения Руси делать “вепсскую” ювелирку, образно схожей с непревзойденной по технологии “скифской”, дошедшей до нас из Атлантиды.

Поэтому, когда мне говорят о том, что художественная интуиция – лучший пароль для проникновения в любые сферы культуры, я уточняю: скорее всего, я знаю пароль в души людей, которые готовы воспринять искусство.

В. Фомин, сентябрь 2006г.

Картины Владимира Фомина

Смерч
"Смерч"
1992г. акварель.бум.

Взрыв
"Взрыв"
1990г. тушь.перо.бум.

Зазаборье
"Зазабория"
1990г. тушь.перо.бум.

Черный квадрат на снегу
"Черный квадрат на снегу"


Здесь Вы можете посмотреть галереи работ Владимира Фимина.

 главная   культурно-исторический комплекс  отдых в Карелии   страна лесов, озёр и скал 
 Деревня   Поляна идолов   Велемоны  Тайны Пегремы  Белое море - 2004
WEB-дизайн А.Уланов
©2005
liveinternet.ru: показано число посетителей за сегодня
Hosted by uCoz